В самом раннем возрасте малыш способен понять и оценить силу визуального искусства, а потому уже с четырех месяцев деток можно приобщать к живописи.

Первое: начинать художественные занятия с малышом можно уже в 4,5-5 месяцев, как только малыш начинает проявлять признаки самостоятельности: сам держит головку и сидит. Подготовительный этап начинаем со знакомства с цветами: посадите малыша себе на колени и изобразите произвольные формы разноцветными красками на полотне. Вы увидите, с каким удовольствием малыш будет за вами наблюдать. Как только маленький художник начнет проявлять активный интерес, вы можете окунуть его пальчик в специальную безвредную краску и помочь ему оставить след на белом листе. Главная задача этого этапа - дать малышу понять, что из баночки краски могут переноситься на бумагу. Такие занятия могут продолжаться от месяца до трех. Ваша задача - терпеливо следовать за малышом.
Второе: постарайтесь убедить ребенка в том, что краска совершенно несъедобна. Другое дело, что лет до полутора-двух, это вряд ли получится, поэтому помните о безграничной любознательности малышей и выбирайте только безопасные краски! В конце концов, знакомство с рисованием можно осуществить с помощью овощных и фруктовых пюре "Агуша". Мамочки уже давно приметили этот необычный способ использования пюрешек, особенно актуальный для малыша, который тянет ручки в рот.
Третье: ребенок должен рисовать как левой, так и правой рукой. Это мы, взрослые, имеем представление о том, как удобнее держать кисточку, ручку, ложку, а малыш пока об этом не подозревает, поэтому, если ему хочется рисовать обеими ручками, ни в коем случае не ограничивайте этот порыв. Лишь к пяти годам ребенок окончательно «выберет» ведущую руку.
Четвертое: старайтесь использовать натуральные цвета и оттенки в творчестве. «Синтетические» оттенки диссонируют с нашим природным видением и способны излишне возбудить малышей.
Пятое: не превратите волшебный процесс рисования в рутину! Заниматься стоит не более 20 минут за один присест. Следите за эмоциями ребенка, как только его внимание переключится, следуйте за ним.

Благодаря рисованию детки заметно быстрее взрослеют, начинают проявлять свою независимость, рисование способствует гармоничному развитию. Интересен факт "боязни белого листа": преподаватели изобразительного искусства утверждают, что некоторые дети, начинающие рисовать в 4-5 лет, боятся рисовать на чистом листе. Они решаются на творчество только после того, как преподаватель нарисует там некую линию или форму. А вот дети, которые пристрастились к рисованию в младенчестве, более самостоятельны и запросто начинают рисовать на любом полотне.
Для приобщения деток более старшего возраста к уже созданным произведениям искусства можно смоделировать следующие ситуации и использовать следующие техники:
1) Знакомство. Развешиваем в зоне обозрения несколько картин, включаем приятную для малыша музыку и ненавязчиво привлекаем внимание ребенка к изображениям. Если малыш уже способен задавать вопросы, отвечайте на них доступно и развернуто.
2) Что больше нравится? Развешиваем от 6 до 10 различных репродукций в различных техниках и жанрах. Выясняем, какая из них нравится малышу больше. Можно задавать наводящий вопрос: что бы ты подарил папе на день рождения?
3) Как бы ты хотел рисовать? Развешиваем от 6 до 10 различных репродукций в различных техниках и жанрах. Просим малыша выбрать ту картину, которую он хотел бы сам нарисовать.
4) Чего не хватает? Представляем малышу картину, описываем сюжет и спрашиваем, что бы он хотел дорисовать?